Меню сайта

Категории раздела
Языческая Русь [45]
Географические названия [26]
Предмет изучения топонимики — географические названия — это слова, а словами занимается языкознание.
Тайны древних строк [26]
Жизнь и обычаи Древних Славян [72]
Славянская мифология христианские праздники и обряды
Улучшение собственной памяти [21]
Библия для детей [40]
Ветхий завет и Новый завет
Предания и легенды на Руси [46]
Термины Одесского языка [26]
Слова и фразы.
Японские Мифы [44]
Мифы, легенды и предания кельтов [43]
Египетская мифология [23]
Географические названия Древней Руси [79]
Древнеславянские предания и мифы [60]
Техногнозис что это [13]
Энциклопедия русского быта XIX века [98]
Народные повести Индии [35]

Люди читают

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
            

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Мифы и предания


Пятница, 19.04.2024, 21:39
Главная » Файлы » Жизнь и обычаи Древних Славян

Народный танец в обрядах и обычаях
08.02.2015, 14:16
Игрище – изначально название народных языческих обрядов. (Cвязаны с солнечным циклом, аграрными праздниками)
Магические действа на древних языческих игрищах явились основой для возникновения таких синкретических видов народного творчества как песня, игра и хореография ("choreia" - пляска, "'grafia" - графия).
Фольклор хореографический – народное искусство танца, основу которого составляют жесты, движения, позы. Звуковое сопровождение может осуществляться хлопками, ударами стоп или каблуков, игрой на урарных инструментах, пением, музыкой. Первоначально хореографический фольклор выступал в синкретическом единстве со словом, напевом, музыкой. Ранние формы хореографического ф-ра были неотделимы от трудовой деятельности людей и закреплялись в календарных обрядах. Архаичным песенно-хореографическим действом был когда-то хоровод – обряд в честь солнца. В пластике танца человек реализует свои представления об окружающей действительности и о себе самом. Х.Ф. содержит особенности национального характера и образа жизни народа, воспроизводит его ментальность. Народный танец – определённое культурное явление. Традиционная бытовая хореография является неотъемлемой частью национальной культуры, в которой проявляются все признаки этой культуры (Нпаример, на Севере вся хореография в помещении, отсюда складываются определённые её формы)
Народная хореография делится на две составляющие
• Хороводы
• Орнаментальные (ритуального направления)
• Игровые
• Пляска
• Одиночная (соло) (наиболее древние)
• Парная (2 солиста) (наиболее древние)
• Перепляс (2 и более – соперничество) (наиболее древние)
• Массовый пляс (много пляшущих, импровизация, нет определённой формы)
• Групповая традиционная пляска (есть традиции, есть форма, хоть и много людей)
• Кадриль (более поздние)
• Лансье (более поздние)
• Полька (более поздние)
Что наиболее важно для хореографии:
1. Музыка в народном танце – это не только метроритмическая основа, но и его художественная сущность. Любому танцу присущи свои музыкальные интонации, свой музыкальный стиль, характерный для той местности, в которой танец исполняется.
2. Костюмы должны соответствовать не только времени и месту исполнения, но и его характеру и содержанию (например, южно-русский танец нельзя танцевать в северном сарафане - длинном и тяжёлом, он танцуется в понёве – короткая юбка, которая показывает работу ног.)
Особенности Видов народного танца:
Хоровод – это самый древний вид народной хореографии. Основная фигура – круг, имеет магическое значение. Хоровод бывает орнаментальный и игровой. В орнаментальном присутствует элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят название фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.
Игровой тот хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Часто персонажами песни являются животные, птицы, и тогда участники хоровода подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным является - раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог.
Хоровод становится бытовым танцем, в котором существуют свои нормы, формы, правила поведения, отношения между участниками, подчинение определённому ритуалу.
Основные фигуры хоровода:
1. круг
2. круг в круге
3. восьмёрка
4. улитка (капуста)
5. змейка (однолинейный)
6. колонна (Архангельская обл., север)
7. воротца
8. гребень
9. улица (двухлинейный)
10. плетень
Из хоровода в последствии выделилась пляска, она исходит из развития традиций. Пляска – реализация веселья, а не обряда, как хоровод.
Пляска, перепляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Пляска, как разновидность народного танца вышла из хоровода.
Одиночная пляска начинается с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал.
Парная пляска - ее исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски.
Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности, показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. Позднее стали принимать участие все желающие, но 2 человека. В настоящее время на сцене пляшут несколько человек с одной стороны, несколько с другой, но при этом задача и характер исполнения парного перепляса сохраняется.
Массовый пляс – много участников, нет особенных правил.
Народная пляска стихийна, подвержена импровизации, воспроизводит эмоциональное состояние пляшущих, постепенно достигает кульминации в виде экстаза. Наиболее известные русские пляски – «Барыня», «Камаринская».
Групповой пляс – много участников и есть строгие правила, чаще – локальные традиции.
В настоящее время пляска – наиболее распространённый жанр народного танца. Наряду с хороводами пляски носили обрядовый, культовый характер (например, танцы охотников). Со временем обрядовая ф-я ушла на задний план, пляска стала иметь бытовой характер.
Пляска состоит из ряда отдельных движений, элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения Характерная особенность русской пляски – импровизация – это творческий процесс сочинения движений как в момент исполнения, так и в период подготовки.
В пляске у исполнителя очень выразительны: руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы.
В пляске участвуют: парни, девушки, мужчины, подростки и пожилые люди.
Особенности мужской пляски: широта, размах, сила, удаль, виртуозность, ловкость, юмор, внимание и уважение к партнёру.
Особенности женской пляски: плавность, величавость, задушевность, могла исполняться живо и задорно. В современное время женская пляска усложнилась техническими дробями и вращениями, но при этом сохранилась мягкость и женственность.
Категория: Жизнь и обычаи Древних Славян | Добавил: 3slovary
Просмотров: 3296 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Популярные темы
Шива и божественные мудрецы в Химавате
Зачинатель рода
Утрата и ломка вещей
БЕНУА Александр Николаевич
Приметы погоды
Когда зародилась письменность
Афоризмы
День рождения. Особенности празднования в разных странах мира
Троица история праздника
Китайские драконы
Народные приметы про вербное воскресенье
Сколько слов в языке?
Каких размеров Вселенная?

Вход на сайт


Копирование материала запрещено © 2024