Меню сайта

Календарь
«  Февраль 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Люди читают

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
            

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Мифы и предания


Вторник, 19.03.2024, 05:48
Главная » 2011 » Февраль » 23 » БЕНУА Александр Николаевич
09:26
БЕНУА Александр Николаевич


БЕНУА Александр Николаевич (21.4.1870,
Петербург - 9.2,1960, Париж) - живописец,
график, художник театра, теоретик и историк
искусства, художественный критик. Родился в
семье академика архитектуры и архитектора
двора Николая Леонтьевича Б., внука выходца
из Франции Луи-Жюля Б.; младший из девяти
детей. Его братья - известный акварелист Аль-
берт Б. и архитектор Леонтий Б. Мать - Ека-
терина Альбертовна (урожд. Кавос), дочь изве-
стного зодчего венецианского происхождения
А.Кавоса, строителя нескольких театральных
зданий в России. В 1885-90 - учащийся гим-
назии К.Мая, в 1890-94 - студент юридиче-
ского факультета Петербургского университе-
та. В детстве учился рисованию у старшего
брата Альберта, в 1887 четыре месяца посе-
щал вечерние классы Академии художеств, в
начале 1890-х копировал старых мастеров в
Эрмитаже. В гимназические годы познакомил-
ся и сблизился с Д.ФИЛОСОФОБЫМ, В.Нувелем и
К.Сомовым, позже - с С.Дягилевым, Л.Бак-
стом, А.Нуроком. Кружок единомышленников
(<Общество самообразования>) преобразовался
в конце 1890-х в общество <Мир искусства> и
редакцию одноименного журнала. В 1891-96
выставлялся на Акварельных выставках в Пе-
тербурге. В 1893 женился на А.Кинд, роман с
которой, по признанию Б" <протянулся на всю
жизнь>. У них было трое детей.
В 1893 опубликовал первую свою работу по
истории русского искусства (главу в: Р.Мутер
<История живописи в XIX в.>). Другие важней-
шие искусствоведческие труды - <История
русской живописи> (1901-2), <Русская школа
живописи> (1904), <Русский музей имп. Алек-
сандра III> ( 1906), <Путеводитель по картинной
галерее Эрмитажа> (1910), <История живописи
всех времен и народов> (1912-17, незаконч.) и
др. Основатель сборника <Художественные
сокровища России> (1901). Автор многочислен-
ных статей в журналах <Мир искусства>, <Золо-
тое Руно>, <Аполлон>, <Старые годы>; в газетах
<Слово>, <Русь> и др. С 1908 по весну 1917
регулярно публиковал <Художественные пись-
ма> в газете <Речь>.
В 1890 путешествовал по Германии. В 1895-
99 был хранителем коллекции современной
европейской и русской живописи и графики
княгини М.Тенишевой. В 1896 организовал вы-
ставку нескольких русских художников в
рамках Мюнхенского Сецессиона - творческого
объединения, ставящего своей целью создание
нового, всеобъемлющего стиля в архитектуре,
дизайне, живописи. В том же году впервые по-
бывал в Париже, положив начало своему
<Версальскому циклу> (серии гуашей и ак-
варелей на версальские мотивы, созданной в
1896-99 и в 1905-6; серия литографий и
рисунков на ту же тему была издана в
Петрограде в 1923). В 1904-6 впервые
обратился к теме <Медного всадника> А.Пушки-
на (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к ил-
люстрированию <Пиковой дамы> и <Капитан-
ской дочки> (обе - Пг., 1920). Оформлял от-
дельные номера журнала <Мир искусства> (в
1904; был соредактором С.Дягилева), работал
над экслибрисами, В 1905 создал серию ил-
люстраций для книги <Азбука в картинках Алек-
сандра Бенуа> и серию открыток <Игрушки>.
Дебютировал как художник театра в 1900:
оформил одноактную оперу <Месть Амура> в
Эрмитажном театре в Петербурге. В 1902
оформлял оперу <Гибель богов> Р.Вагнера в
Мариинском театре (показ спектакля состоялся
в 1903). В 1907 оформил спектакль балета
Н.Черепнина <Павильон Армиды> (Мариинский
театр), в том же году был одним из основателей
<Старинного театра> в Петербурге (выполнил
занавес театра). В 1909 стал художественным
директором Русских балетных сезонов Дягиле-
ва (до 1911), для которых оформлял балеты
<Сильфиды>, <Павильон Армиды> (оба -
1909), <Жизель> (1910), <Петрушка> (был так-
же автором либретто, 1911), <Соловей> (1914).
В 1912-15 был содиректором по постановочной
части Московского Художественного театра.
В первые послереволюционные годы
принимал активное участие в реорганизации и
сохранении пригородных дворцов и парков
Петрограда и Русского музея в этом городе. В
1917-26 состоял заведующим Картинной га-
лереей Эрмитажа в Петрограде, Был членом
Коллегии по делам музеев при Наркомпросе
(1918), сотрудничал в издательстве <Все-
мирная литература>, основанном М.Горьким. В
1918-22 создал серию литографий <Пе-
тергоф>. Работал в петроградских театрах:
Мариинском, Александрийском, Большом дра-
матическом (1919-26).
В 1926 выехал в командировку в Париж -
как и ранее, для постановки спектаклей в
и участия в выставках, но в Рос-
сию не вернулся. Это решение было связано,
главным образом, с финансовыми и семейными
обстоятельствами. Сохранял активные связи с
Петроградом-Ленинградом вплоть до начала
1930-х, когда был отчислен из штата
сотрудников Эрмитажа.
Б. оформлял спектакли в в
Париже в 1924, 1926, 1928-34. В последний
период работы для театра Б. сотрудничал с
труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей ко-
торой оформил в числе прочего <Поцелуй феи>
И.Стравинского (1928); Б. был также
режиссером-постановщиком ряда спектаклей,
(<Болеро> М.Равеля (1928) и др.). Ставил и
оформлял спектакли в
(1930-е), в театре в Буэнос-Айресе, в
лондонском (1957). Оформил
спектакль <Спящая красавица> для антрепризы
Дягилева (1928), а также балеты <Жизель>
Ж.Адана и <Лебединое озеро> П.Чайковского
для антрепризы С.Юрока в Нью-Йорке в 1948.
Особенно много оперных и балетных спектак-
лей поставил и оформил в миланском театре
(1930-е - 1950-е), где постановоч-
ной частью заведовал его сын Николай.
Помимо работы в театре, Б. продолжал за-
ниматься живописью и графикой; создал серии
видов Петербурга и его пригородов под общим
названием <Воспоминания>, иллюстрировал
книги русских авторов: А.Пушкин. <Капитан-
ская дочка> (изд. 1944); А.Попов. <Григорий
Орлов> (1946) и <Побрехушки кухми-
стерские> (1951). По воображению и памяти
написал несколько картин на темы русской ис-
тории Петровской, Екатерининской и Павлов-
ской эпох (1929, 1940-е). Писал также пейза-
жи Парижа, Нормандии, Версаля, Бретани в
манере, сложившейся в начале века. Ил-
люстрировал книги А. де Ренье <Грешница>
(1928), А.Моруа <Страдания молодого
Вертера> (1926) и др.
В течение жизни Б. участвовал в выставках:
<Мир искусства> (1898-1903; 1906: 1911-17:
1922; 1924 - в России: 1921 - в Париже):
<Современное искусство> (1902-3) в Пе-
тербурге: <Союз русских художников> (1904-
10) в Петербурге и Москве; <Салон С.Маков-
ского> (1910-11) в Петербурге; <Между-
народной художественной> в Риме (1911);
<Русское искусство> при Осеннем салоне в
Париже (1906); <Русской художественной> в
Берлине (1922), в городах США (1924-25), в
Брюсселе (1928), Белграде (1930), Праге
(1935).
Персональные выставки Б. состоялись в
Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936,
1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Мила-
не (посмертная, 1960), Москве (ретроспектив-
ная в Третьяковской галерее, 1972).
Б. - кавалер (1906) и офицер (1916)
ордена Почетного легиона Франции, офицер
ордена (1911).
На протяжении своего долгого пути худож-
ника, критика и историка искусства Б. оставал-
ся верен высокому пониманию классической
традиции и эстетических критериев в искусст-
ве, отстаивал самоценность художественного
творчества и изобразительную культуру,
опирающуюся на прочные традиции. Искрен-
ность устремлений того или иного автора была
для него главным мерилом в оценке произве-
дения искусства любого направления. Будучи
традиционалистом, Б. не был закрыт для
проявлений новаторства, но основное внимание
все же уделял изучению истории искусства в
музеях и архивах. Из этих изысканий выросли
не только его замечательные труды по истории
русского и зарубежного искусства, но и сочно,
красочно написанные мемуары, зафик-
сировавшие целую эпоху отечественной худо-
жественной культуры рубежа XIX и XX вв. и
отдельно - историю <Дягилевских балетов>
периода их расцвета в 1910-е (большая часть
воспоминаний написана в эмиграции). Постоян-
ство и высокая <планка> эстетических
принципов как в художественной практике (в
станковом и театрально-декорационном искус-
стве, иллюстрации), так и в теории (критика и
история искусств) делают творчество Б. одним
из уникальных феноменов, оставившим замет-
ный след в культуре на протяжении почти трех
четвертей века. Важно также и то, что вся мно-
гогранная деятельность Б. была, по сути, посвя-
щена одной цели: прославлению отечественно-
го искусства в Европе и завоеванию для него
достойного места в общеевропейском художе-
ственном процессе. Объединение <Мир искус-
ства>, душой которого на рубеже столетий был
Б" сделало немало в этом направлении. После
этого европейцы более не могли обозревать ис-
кусство Европы без учета вклада в его
сокровищницу русских художников.
Соч.: Возникновение <Мира искусства>. Л., 1928
(переизд. М., 1994); Воспоминания о балете // Рус. за-
писки, 1939, Ms XVI-XXI; Жизнь художника. Нью-
Йорк, 1955; Александр Бенуа размышляет... М., 1968;
Мои воспоминания, ч. 1-V. М., 1980.
Лит.: Эрнст С. Александр Бенуа. Пг., 1921; Маков-
ский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922
(переизд. М., 1994); Его же. Портреты современников.
Нью-Йорк, 1955; Эткинд Марк. Александр Бенуа. М.,
1965; Его же. А.Н.Бенуа и русская художественная
культура конца XIX - начала XX в. Л., 1989; Аннен-
ков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Париж,
1966 (переизд. Л., 1991).
Арх.: РГИА. ф. 789, оп. II, 1887. д. 143; Арх. Гос.
Эрмитажа, оп. 5, д. 24 (личное дело А.Н.Бенуа): Сек-
ция рукописей ГРМ, ф. 137.
А. Толстой

Просмотров: 6469 | Добавил: 3slovary | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Популярные темы
Когда зародилась письменность
Колядование
Рождение, жизнь и смерть Осириса
Еруслан Лазаревич
Воспитание рыцаря
Орфей
Большой толковый словарь русского языка
Традиции гадания в праздники
Ассасины кто они?
Зачинатель рода
Традиции и приметы на Крещение
Народные приметы про вербное воскресенье
Крещение-2014

Вход на сайт


Копирование материала запрещено © 2024