Меню сайта

Календарь
«  Февраль 2011  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28

Люди читают

Статистика

Онлайн всего: 7
Гостей: 7
Пользователей: 0
            

Главная

Мой профильРегистрация

ВыходВход
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS


Мифы и предания


Вторник, 24.06.2025, 04:59
Главная » 2011 » Февраль » 23 » БЕНУА Александр Николаевич
09:26
БЕНУА Александр Николаевич


БЕНУА Александр Николаевич (21.4.1870,
Петербург - 9.2,1960, Париж) - живописец,
график, художник театра, теоретик и историк
искусства, художественный критик. Родился в
семье академика архитектуры и архитектора
двора Николая Леонтьевича Б., внука выходца
из Франции Луи-Жюля Б.; младший из девяти
детей. Его братья - известный акварелист Аль-
берт Б. и архитектор Леонтий Б. Мать - Ека-
терина Альбертовна (урожд. Кавос), дочь изве-
стного зодчего венецианского происхождения
А.Кавоса, строителя нескольких театральных
зданий в России. В 1885-90 - учащийся гим-
назии К.Мая, в 1890-94 - студент юридиче-
ского факультета Петербургского университе-
та. В детстве учился рисованию у старшего
брата Альберта, в 1887 четыре месяца посе-
щал вечерние классы Академии художеств, в
начале 1890-х копировал старых мастеров в
Эрмитаже. В гимназические годы познакомил-
ся и сблизился с Д.ФИЛОСОФОБЫМ, В.Нувелем и
К.Сомовым, позже - с С.Дягилевым, Л.Бак-
стом, А.Нуроком. Кружок единомышленников
(<Общество самообразования>) преобразовался
в конце 1890-х в общество <Мир искусства> и
редакцию одноименного журнала. В 1891-96
выставлялся на Акварельных выставках в Пе-
тербурге. В 1893 женился на А.Кинд, роман с
которой, по признанию Б" <протянулся на всю
жизнь>. У них было трое детей.
В 1893 опубликовал первую свою работу по
истории русского искусства (главу в: Р.Мутер
<История живописи в XIX в.>). Другие важней-
шие искусствоведческие труды - <История
русской живописи> (1901-2), <Русская школа
живописи> (1904), <Русский музей имп. Алек-
сандра III> ( 1906), <Путеводитель по картинной
галерее Эрмитажа> (1910), <История живописи
всех времен и народов> (1912-17, незаконч.) и
др. Основатель сборника <Художественные
сокровища России> (1901). Автор многочислен-
ных статей в журналах <Мир искусства>, <Золо-
тое Руно>, <Аполлон>, <Старые годы>; в газетах
<Слово>, <Русь> и др. С 1908 по весну 1917
регулярно публиковал <Художественные пись-
ма> в газете <Речь>.
В 1890 путешествовал по Германии. В 1895-
99 был хранителем коллекции современной
европейской и русской живописи и графики
княгини М.Тенишевой. В 1896 организовал вы-
ставку нескольких русских художников в
рамках Мюнхенского Сецессиона - творческого
объединения, ставящего своей целью создание
нового, всеобъемлющего стиля в архитектуре,
дизайне, живописи. В том же году впервые по-
бывал в Париже, положив начало своему
<Версальскому циклу> (серии гуашей и ак-
варелей на версальские мотивы, созданной в
1896-99 и в 1905-6; серия литографий и
рисунков на ту же тему была издана в
Петрограде в 1923). В 1904-6 впервые
обратился к теме <Медного всадника> А.Пушки-
на (возвращался к ней и в 19 10-е), а также к ил-
люстрированию <Пиковой дамы> и <Капитан-
ской дочки> (обе - Пг., 1920). Оформлял от-
дельные номера журнала <Мир искусства> (в
1904; был соредактором С.Дягилева), работал
над экслибрисами, В 1905 создал серию ил-
люстраций для книги <Азбука в картинках Алек-
сандра Бенуа> и серию открыток <Игрушки>.
Дебютировал как художник театра в 1900:
оформил одноактную оперу <Месть Амура> в
Эрмитажном театре в Петербурге. В 1902
оформлял оперу <Гибель богов> Р.Вагнера в
Мариинском театре (показ спектакля состоялся
в 1903). В 1907 оформил спектакль балета
Н.Черепнина <Павильон Армиды> (Мариинский
театр), в том же году был одним из основателей
<Старинного театра> в Петербурге (выполнил
занавес театра). В 1909 стал художественным
директором Русских балетных сезонов Дягиле-
ва (до 1911), для которых оформлял балеты
<Сильфиды>, <Павильон Армиды> (оба -
1909), <Жизель> (1910), <Петрушка> (был так-
же автором либретто, 1911), <Соловей> (1914).
В 1912-15 был содиректором по постановочной
части Московского Художественного театра.
В первые послереволюционные годы
принимал активное участие в реорганизации и
сохранении пригородных дворцов и парков
Петрограда и Русского музея в этом городе. В
1917-26 состоял заведующим Картинной га-
лереей Эрмитажа в Петрограде, Был членом
Коллегии по делам музеев при Наркомпросе
(1918), сотрудничал в издательстве <Все-
мирная литература>, основанном М.Горьким. В
1918-22 создал серию литографий <Пе-
тергоф>. Работал в петроградских театрах:
Мариинском, Александрийском, Большом дра-
матическом (1919-26).
В 1926 выехал в командировку в Париж -
как и ранее, для постановки спектаклей в
и участия в выставках, но в Рос-
сию не вернулся. Это решение было связано,
главным образом, с финансовыми и семейными
обстоятельствами. Сохранял активные связи с
Петроградом-Ленинградом вплоть до начала
1930-х, когда был отчислен из штата
сотрудников Эрмитажа.
Б. оформлял спектакли в в
Париже в 1924, 1926, 1928-34. В последний
период работы для театра Б. сотрудничал с
труппой Иды Рубинштейн, для спектаклей ко-
торой оформил в числе прочего <Поцелуй феи>
И.Стравинского (1928); Б. был также
режиссером-постановщиком ряда спектаклей,
(<Болеро> М.Равеля (1928) и др.). Ставил и
оформлял спектакли в
(1930-е), в театре в Буэнос-Айресе, в
лондонском (1957). Оформил
спектакль <Спящая красавица> для антрепризы
Дягилева (1928), а также балеты <Жизель>
Ж.Адана и <Лебединое озеро> П.Чайковского
для антрепризы С.Юрока в Нью-Йорке в 1948.
Особенно много оперных и балетных спектак-
лей поставил и оформил в миланском театре
(1930-е - 1950-е), где постановоч-
ной частью заведовал его сын Николай.
Помимо работы в театре, Б. продолжал за-
ниматься живописью и графикой; создал серии
видов Петербурга и его пригородов под общим
названием <Воспоминания>, иллюстрировал
книги русских авторов: А.Пушкин. <Капитан-
ская дочка> (изд. 1944); А.Попов. <Григорий
Орлов> (1946) и <Побрехушки кухми-
стерские> (1951). По воображению и памяти
написал несколько картин на темы русской ис-
тории Петровской, Екатерининской и Павлов-
ской эпох (1929, 1940-е). Писал также пейза-
жи Парижа, Нормандии, Версаля, Бретани в
манере, сложившейся в начале века. Ил-
люстрировал книги А. де Ренье <Грешница>
(1928), А.Моруа <Страдания молодого
Вертера> (1926) и др.
В течение жизни Б. участвовал в выставках:
<Мир искусства> (1898-1903; 1906: 1911-17:
1922; 1924 - в России: 1921 - в Париже):
<Современное искусство> (1902-3) в Пе-
тербурге: <Союз русских художников> (1904-
10) в Петербурге и Москве; <Салон С.Маков-
ского> (1910-11) в Петербурге; <Между-
народной художественной> в Риме (1911);
<Русское искусство> при Осеннем салоне в
Париже (1906); <Русской художественной> в
Берлине (1922), в городах США (1924-25), в
Брюсселе (1928), Белграде (1930), Праге
(1935).
Персональные выставки Б. состоялись в
Париже (1926, 1929, 1953), Лондоне (1936,
1939, 1959, 1960), Комо (Италия, 1955), Мила-
не (посмертная, 1960), Москве (ретроспектив-
ная в Третьяковской галерее, 1972).
Б. - кавалер (1906) и офицер (1916)
ордена Почетного легиона Франции, офицер
ордена (1911).
На протяжении своего долгого пути худож-
ника, критика и историка искусства Б. оставал-
ся верен высокому пониманию классической
традиции и эстетических критериев в искусст-
ве, отстаивал самоценность художественного
творчества и изобразительную культуру,
опирающуюся на прочные традиции. Искрен-
ность устремлений того или иного автора была
для него главным мерилом в оценке произве-
дения искусства любого направления. Будучи
традиционалистом, Б. не был закрыт для
проявлений новаторства, но основное внимание
все же уделял изучению истории искусства в
музеях и архивах. Из этих изысканий выросли
не только его замечательные труды по истории
русского и зарубежного искусства, но и сочно,
красочно написанные мемуары, зафик-
сировавшие целую эпоху отечественной худо-
жественной культуры рубежа XIX и XX вв. и
отдельно - историю <Дягилевских балетов>
периода их расцвета в 1910-е (большая часть
воспоминаний написана в эмиграции). Постоян-
ство и высокая <планка> эстетических
принципов как в художественной практике (в
станковом и театрально-декорационном искус-
стве, иллюстрации), так и в теории (критика и
история искусств) делают творчество Б. одним
из уникальных феноменов, оставившим замет-
ный след в культуре на протяжении почти трех
четвертей века. Важно также и то, что вся мно-
гогранная деятельность Б. была, по сути, посвя-
щена одной цели: прославлению отечественно-
го искусства в Европе и завоеванию для него
достойного места в общеевропейском художе-
ственном процессе. Объединение <Мир искус-
ства>, душой которого на рубеже столетий был
Б" сделало немало в этом направлении. После
этого европейцы более не могли обозревать ис-
кусство Европы без учета вклада в его
сокровищницу русских художников.
Соч.: Возникновение <Мира искусства>. Л., 1928
(переизд. М., 1994); Воспоминания о балете // Рус. за-
писки, 1939, Ms XVI-XXI; Жизнь художника. Нью-
Йорк, 1955; Александр Бенуа размышляет... М., 1968;
Мои воспоминания, ч. 1-V. М., 1980.
Лит.: Эрнст С. Александр Бенуа. Пг., 1921; Маков-
ский С. Силуэты русских художников. Прага, 1922
(переизд. М., 1994); Его же. Портреты современников.
Нью-Йорк, 1955; Эткинд Марк. Александр Бенуа. М.,
1965; Его же. А.Н.Бенуа и русская художественная
культура конца XIX - начала XX в. Л., 1989; Аннен-
ков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. Париж,
1966 (переизд. Л., 1991).
Арх.: РГИА. ф. 789, оп. II, 1887. д. 143; Арх. Гос.
Эрмитажа, оп. 5, д. 24 (личное дело А.Н.Бенуа): Сек-
ция рукописей ГРМ, ф. 137.
А. Толстой

Просмотров: 7124 | Добавил: 3slovary | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Популярные темы
Народные приметы про вербное воскресенье
К чему снится тыква?
Праздник Ивана Купала один из самых любимых в народе
Что делать, если неудачи стали неотъемлемой частью жизни..
Слова, слова, слова…
Троица история праздника
Гадания на Рождество
Приметы погоды
Ассасины кто они?
Василий Васильевич Докучаев
Велесова книга
Ханука. История праздника.
Вера в себя

Вход на сайт

Копирование материала запрещено © 2025